О передаче функций таможенным органам
Российская таможенная академия на базе Центрального таможенного управления
провела практический семинар для участников ВЭД по теме: "Передача
полномочий таможенным органам Российской Федерации: новая система пропуска
грузов через границу". Участники семинара получили разъяснения в связи с
вступлением в силу 29 июня 2011 года федерального закона № 394-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов
государственного контроля таможенным органам Российской Федерации".
На семинаре выступили ведущие специалисты Федеральной таможенной службы:
заместитель начальника Главного управления организации таможенного
оформления и таможенного контроля ФТС России Лариса Коршунова и начальник
отдела информационных таможенных технологий Главного управления
информационных технологий ФТС России Елена Бормотова, - а также
представители ФКУ "Ространснадзор" и Секретариата Комиссии Таможенного
союза.
29 июня таможенным органам передается ряд функций, связанных с контролем
прибывающих на территорию Таможенного союза товаров. Суть преобразований
состоит в том, что в отношении транспортных средств транспортный контроль в
полном объеме передается таможенным органам, а в отношении товаров,
подпадающих под ветеринарный, карантинный фитосанитарный и
санитарно-карантинный контроль, таможенники в ряде случаев смогут автономно
принимать решение о ввозе товаров на основании проверки документов.
Ранее груз после прохождения пограничного контроля попадал под контроль
представителей Роспотребнадзора и Россельхознадзора для проверки
разрешительных документов, возможного осмотра и досмотра. Теперь товары, на
которые имеются все необходимые документы и которые не требуют
дополнительной проверки и досмотра, будут ввозиться минуя процедуры проверки
со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Должностные лица таможенных
органов, которым этими ведомствами передаются образцы всех необходимых
штампов и сведения из разрешительных документов, смогут сами выдавать
разрешение на ввоз по результатам проведенного ими самостоятельно
документального контроля.
Указанный порядок прохождения ветеринарного, карантинного фитосанитарного и
санитарно-карантинного контроля должен способствовать ускорению прохождения
необходимых формальностей, но только в отношении товаров, не требующих
дополнительной проверки со стороны указанных контролирующих органов. В
случае, если товар или сопроводительные документы на него по каким-либо
причинам вызывают подозрение у таможенников, либо товар входит в перечень
обязательных к досмотру (этот перечень пока находится в разработке) - в
таких случаях он будет направляться в подразделения Роспотребнадзора и
Россельхознадзора для дальнейшего осмотра и досмотра, и тогда уже именно
представители этих ведомств будут принимать решение о возможности ввоза
товаров. О своем решении ведомства информируют таможенные органы, которые в
свою очередь уведомляют участников ВЭД.
Лариса Коршунова подчеркнула, что работа по принципу "одно окно" будет
налажена исключительно в специализированных пунктах пропуска - то есть тех,
через которые ввозятся товары, требующие ветеринарного, карантинного
фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля. Именно в этих пунктах
сконцентрированы трудовые и технические ресурсы, необходимые для
полноценного государственного контроля таких товаров.
Коршунова рассказала участникам семинара о текущих сложностях в реализации
закона: "Нас беспокоит нерешенность вопроса по передаче штатной
численности - 29 июня мы начнем работать с тем штатом, которым располагают
таможенные органы. Сейчас планируем направить на это все резервы". Еще один
вопрос, который предстоит решить ФТС России совместно с иными
контролирующими органами, - формирование перечня товаров, обязательных к
досмотру. Причем, как отметила Л. Коршунова, этот перечень постепенно будет
уменьшаться, что позволит еще больше разгрузить пункты пропуска и облегчить
жизнь участникам ВЭД. В то же время, такой товар, как например, мясо, из
этого перечня никуда не исчезнет и будет по-прежнему досматриваться с
необходимой строгостью.
Предстоит и большая работа по вопросам информационного взаимодействия. Как
отметила Елена Бормотова, необходимо обеспечить доступ должностных лиц
таможенных органов к автоматизированным системам Россельхознадзора и
Роспотребнадзора, чтобы информационная система работала как единый механизм,
исключающий противоречивые данные. Однако эта задача оказалась отнюдь не
простой. "Мы столкнулись со значительными различиями уровня
информационно-технического обеспечения иных органов исполнительной
власти", - отметила Е. Бормотова. Над решением этой проблемы трудятся
специалисты задействованных ведомств: ведется модернизация программных
средств, создается информационно-техническая инфраструктура.
Справка
Предпосылками подготовки федерального закона № 394-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей
полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля
таможенным органам Российской Федерации" стала транспортная проблема в
Северо-Западном таможенном управлении, пробки на финском и латвийском
направлениях. Поэтому наиболее актуален закон в отношении товаров,
перемещаемых автомобильным транспортом, хотя он и написан универсально для
всех видов транспорта.
В 2008 году была подготовлена технологическая схема взаимодействия
таможенных органов с иными госорганами исполнительной власти по принципу
"одного окна", был проведен эксперимент в МАПП Бурачки, позволивший
наработать необходимый опыт сотрудничества таможенной службы и иных
контролирующих органов.
Пресс-служба ФТС РФ 08.06.11