На таможне Владивостока - очередной "грузовой коллапс"
Реформа, направленная на улучшение работы таможенных органов, создала только проблемы
Приказы №715 и №930 ФТС усложнили работу как участников внешнеэкономической деятельности, так и сотрудников таможенного поста Владивосток. Пока таможенники пытаются найти выход из сложившейся ситуации, предприниматели вынуждены отстаивать многочасовые очереди.
По словам участников ВЭД, простои, возникшие на таможне в этом месяце, не только грозят финансовыми издержками из-за срывов сроков поставок, но и могут привести к порче отдельных товаров. Нововведения внесли сильный дисбаланс в работу участников ВЭД. Пока оформляются документы, на которые сейчас тратится огромное количество времени, выгруженный с судна товар находится на причале. С грузом запрещено производить какие-либо действия.
«С учетом того, что перемещение груза невозможно, постановка следующего судна под обработку затруднена. Груз находится под открытым небом, если это, допустим, сахар-сырец, целлюлоза или древесина, то в случае дождя товар может быть испорчен.Кроме этого, «складирование» на причале это немалые издержки» - говорит один из участников ВЭД.
Сами таможенники утверждают, что нововведения как раз должны были улучшить работу и сократить сроки оформления грузов. По информации пресс-службы Дальневосточной таможни, «новеллой» приказа №930 является отказ от досмотра товара сотрудниками таможни непосредственно на борту судна. Осуществляться будет только документальный контроль. Предполагалось, что данная операция сократит время совершения таможенных операций.
Однако во Владивостокской таможне уверены, что нововведения негативно влияют на работу как участников ВЭД, так и таможенных сотрудников. Как сообщили в пресс-службе Владивостокской таможни, вступление в действие двух приказов предусматривает ведение новых журналов, которые заполняются не только в бумажном, но и в электронном виде. Теперь вместо одного человека оформлением соответствующей документации занимаются трое. Усложнило ситуацию и выдача разрешений на вывоз. Фактически дублирована работа отделов оформления.
«Если речь идет о прибытии во Владивосток больших судов, где находится от 500 и более контейнеров, это занимает значительное время. Техника не справляется – ее характеристики не рассчитаны на такие объемы. Да и новый программный продукт оставляет желать лучшего. За 12 часов электронная база максимально обрабатывает 960 товарных партий», - пояснили в пресс-службе Владивостокской таможни.
Таможенники в настоящее время прилагают усилия, чтобы ликвидировать очереди. В частности, таможня спешно увеличивает штат. «В целом прилагаются все усилия, чтобы действуя в рамках существующих приказов, обеспечить своевременную обработку всех поступающих в порты Владивостока грузов», - уверяют в пресс-службе Владивостокской таможни. Руководство таможни полагает, что на следующей неделе ситуация нормализуется.
По словам представителей Владивостокской таможни, для нормализации ситуации в отдел досмотра определены дополнительно три человека. 21 июля запущен новый высокопроизводительный сервер, по предложениям таможенников, разработчик дорабатывает программный продукт, чтобы не допустить простоя судов и неоправданных финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности. Для сокращения временных издержек, оптимизируется процесс заполнения соответствующих журналов, прилагаются все усилия, чтобы действуя в рамках существующих приказов, избежать дублирования в работе и обеспечить своевременную обработку всех поступающих в порты Владивостока грузов.
В свою очередь, участники ВЭД не верят, что проблемы будут решены в ближайшем времени. Предприниматели считают, что таможенные органы в очередной раз демонстрируют свою неповоротливость.
Как сообщил РИА «Дейта» и специалист по таможенному оформлению грузов ООО «межрегиональные агентские услуги» Олеся РЕМОРЕНКО, нововведения совершенно не улучшили процедуру таможенного оформления документов. «Каждый раз при принятии Федеральной таможенной службой нового приказа, мы надеемся на упрощение условий, но ничего не меняется», - пояснила Олеся Реморенко.
Ситуация, при которой сроки оформления документов значительно затягиваются не выгодна ни участникам внешнеэкономической деятельности, ни самой таможне, - считают во Владивостокском морском торговом порту. Как сообщил РИА «Дейта» директор по стратегическому развитию ОАО «ВМТП» Алексей Ткаченко, сегодняшние правила оформления документов грозят сотрудникам таможни бумажным коллапсом, так как достаточно сложно выделить специалистов для выполнения рутинной работы - в ручную заполнять журнал регистрации документов. Для представителей внешнеэкономической деятельности проволочки с оформлением документов чреваты финансовыми издержками, которые, в свою очередь, отразятся на потребителях товаров. Выход из такой ситуации должны предлогать сами таможенники в виде реальной оптимизации процедуры оформления документов.
Менеджер компании «Импорт 40» Иван ИВУС уверен, что введение новых условий приказов №715 и №930 не принесли каких-либо существенных положительных изменений при оформлении документов. Изменились некоторые пункты, но затраты по времени практически остались прежними.
Отметим, приказы ФТС России от 6 апреля 2011 № 715 «Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на СВХ» и № 930 от 4 мая 2011 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции, проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» приняты в разъяснение положений, которые не нашли своего отражения в новом Таможенном кодексе Таможенного союза.
Оба этих документа были тщательно изучены до вступления их в силу и таможенниками, и участниками ВЭД. Более того, 23 июня 2011 года во Владивостокской таможне под председательством начальника таможни Виктора ХОЛИЧЕВА прошло заседание Совета таможни и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, где, в частности, обсуждалось предстоящие изменения, связанные со вступлением в действие приказа ФТС № 715. Однако, вся эта «подготовительная работа» не помогла избежать проблем.
Дейта.ру