Институт уполномоченного экономического оператора
Уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе - это определенная категория юридических лиц, которым предоставляются специальные упрощения при совершении таможенных операций, говорит Пресс-служба ЮТУ.
Институт уполномоченного экономического оператора задекларирован в Таможенном кодексе Таможенного союза и подробно прописан в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Ранее таможенным законодательством Российской Федерации, а именно статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации 2004 года, предусматривались таможенные упрощения, аналогичные тем, которые сейчас будут предоставляться уполномоченному экономическому оператору.
Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных операций; ослабление административного давления и др.
Прежде всего, речь идет о возможности хранить и осуществлять таможенное декларирование ввозимых на территорию Российской Федерации товаров на площадях (складах) уполномоченного экономического оператора, выпускать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.
Впервые Федеральный закон предоставляет возможность осуществления доставки иностранных товаров напрямую на склады (помещения) уполномоченного экономического оператора без их предъявления в таможенный орган назначения.
Для уполномоченного экономического оператора отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров.
Уполномоченный экономический оператор может указывать один классификационный код ТН ВЭД ТС в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями.
При применении уполномоченным экономическим оператором предварительного декларирования (подача таможенной декларации в отношении иностранных товаров до их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза) таможенный орган может уведомить уполномоченного экономического оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров.
Это позволит уполномоченному экономическому оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки совершения таможенных операций с товарами.
Более того, уполномоченный экономический оператор имеет право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей», получая тем самым на срок от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку таможенного платежа.
Кроме того, Федеральный закон предусматривает заключение между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором определяется порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи таможенных пломб и иные вопросы.
Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления).
Таким образом, данное положение освобождает уполномоченного экономического оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на переработку.
Несомненно, перечисленные выше преимущества, которые предусмотрены для уполномоченного экономического оператора, являются существенными и могут значительно облегчить деятельность участников внешнеэкономической деятельности. Также использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.
Воспользоваться перечисленными выше преимуществами может юридическое лицо со статусом уполномоченного экономического оператора. Получить такой статус лицо может, если осуществляет внешнеторговую деятельность не менее одного года, исполняет обязанность по уплате таможенных платежей, не привлекалось к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела и предоставит обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро.
Следует отметить, что лица осуществляющие деятельность по производству товаров или экспорту товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляют обеспечение в уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро.
Вступивший в силу с 05.01.2012 Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденный приказом ФТС России от 14.09.2011 № 1877, определяет сроки и последовательность действий ФТС РФ при предоставлении государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов.
Результатом предоставления государственной услуги является выдача юридическому лицу свидетельства о включении его в реестр уполномоченных экономических операторов.
VCH.RU