ФТС России прорабатывает вопрос о поэтапном отказе от услуг таможенного брокера
1 июля 2008 г. Федеральная таможенная служба начала проведение эксперимента
по внедрению новой технологической схемы пропуска через государственную
границу по принципу «одного окна». Площадкой для этого был избран
многосторонний автомобильный пункт пропуска Бурачки Себежской таможни
(Северо-Западное таможенное управление).
Значимость данного эксперимента прокомментировал начальник отдела
организации таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска Главного
управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС
России Александр Дуров: «ФТС России предпринимает значительные меры по
обеспечению бесперебойного движения товаров и транспортных средств через
автомобильные пункты пропуска, расположенные на различных участках
государственной границы Российской Федерации, путем совершенствования
таможенного администрирования, внедрения современных технических средств и
технологий таможенного контроля, развития инфраструктуры. В условиях
динамичного роста грузопотока полностью решить проблему очередей на границе
со странами – членами Европейского союза только данными средствами не
представляется возможным, необходимо глобальное реформирование всей системы
пропуска через государственную границу Российской Федерации и организации
государственного контроля».
«Важным шагом на пути модернизации устаревшей модели является внедрение
новой технологии проведения государственного контроля по принципу «одного
окна»,- добавил А.Дуров.
Реализация принципа «одного окна» осуществляется в соответствии с
поручениями Государственной пограничной комиссии и Межведомственной комиссии
по развитию системы пропуска через Государственную границу Российской
Федерации.
Отрабатываемая в ходе эксперимента схема предусматривает изменение
технологии проведения таможенного контроля в пунктах пропуска через
государственную границу. Прохождение таможенного, ветеринарного,
карантинного фитосанитарного и транспортного документального контроля будет
осуществляться по принципу «одного окна». Сотрудник таможенного поста
полностью осуществляет прием и выдачу документов перевозчику, а также их
передачу представителям контрольных органов и получение с отметками о
проведенном контроле. Такой порядок освободит перевозчика от необходимости
поиска соответствующих контрольных органов, позволит значительно сэкономить
время на прохождение контроля. При нахождении в «зеленой зоне» транспортное
средство будет оформляться в максимально короткие сроки. Общее время
нахождения транспортного средства в пункте пропуска не должно будет
превышать 1 часа.
Для фиксации времени, затрачиваемого каждым контрольным органом на
проведение различных этапов контроля, введена новая форма талона контроля.
Полученный с его помощью хронометраж будет использован для оптимизации
времени нахождения транспортного средства на территории МАПП
(многостороннего автомобильного пункта пропуска).
Еще одним методом ускорения таможенного контроля является использование
электронной копии транзитной декларации, подготовка которой на сегодняшний
день осуществляется инспектором таможни либо таможенным брокером. ФТС России
прорабатывает вопрос о поэтапном отказе от услуг таможенного брокера, равно
как и от необходимости подготовки электронной копии декларации инспектором
таможни, поскольку данная операция занимает значительное время. Возможность
исключения таможенного брокера из процесса таможенного оформления зависит от
представления заинтересованными лицами в таможенные органы предварительной
информации о товарах и транспортных средствах.
Развитие процедуры предварительного информирования таможенных органов
является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной
таможенной службы. В настоящее время с целью исключения временных потерь
перевозчиков, связанных с подготовкой электронных копий транзитных
деклараций, ФТС России в Северо-Западном регионе проводит мероприятия по
распространению элементов системы предварительного информирования.
Уже сегодня в МАПП Убылинка Псковской таможни, МАПП Светогорск, Брусничное и
Торфяновка Выборгской таможни возможно использование предварительной
информации. С 17 июня 2008 г. в МАПП Бурачки приступили к использованию
программного средства, позволяющего принимать и использовать предварительную
информацию. Перевозчики в ходе эксперимента имеют возможность оценить
преимущества предварительного информирования, достигаемые за счет реального
сокращения времени государственного контроля в МАПП.
Кроме того, ФТС России прорабатывает вопрос об организации приоритетного
движения грузовых транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию с
использованием процедуры предварительного информирования. В ближайшее время
по этому вопросу планируется провести переговоры с латвийской стороной.
Следует отметить, что в ходе эксперимента планируется осуществить
практическую отработку предложений ФТС России по подчинению таможенным
органам должностных лиц государственных контрольных органов, осуществляющих
в МАПП различные виды государственного контроля. Это должно стать важным
этапом на пути дальнейшего совершенствования государственного контроля,
основой для принятия дополнительных мер по модернизации системы пропуска
через Государственную границу Российской Федерации.
Пресс-служба ФТС РФ 15.07.08