ФТС РФ: О технологии удаленного выпуска товаров
Коллегия ФТС России, заседание которой прошло 18 июня, подвела итоги
развития информационных технологий в сфере таможенного дела.
Электронная
форма декларирования товаров и создание на ее основе технологии удаленного
выпуска товаров, объявленные приоритетной задачей развития таможенных
органов в 2010 году, начинают давать результаты. По данным на июнь 2010
года, уже более 70% таможенных органов, принимающих грузовые таможенные
декларации (ГТД), готовы принимать их через интернет. Этот показатель
планируется приблизить к 100%-ной отметке уже к концу 2010 года.
Из общего массива деклараций количество подаваемых в электронной форме в
настоящий момент превышает 15,3%. При этом более 6% деклараций подается
через интернет - еще в январе 2010 года этот показатель составлял только
2,6%. Наиболее высоких результатов добились Приволжское таможенное
управление (13,05% от общего числа таможенных деклараций поданы в
электронной форме посредством интернета), Южное таможенное управление
(9,35%), Центральное таможенное управление (6,64%).
В основе технологии удаленного выпуска товаров лежит принцип разделения
таможенного оформления на документальный и фактический контроль, которые
осуществляют различные таможенные органы. Должностное лицо внутреннего
таможенного органа, в который подается электронная грузовая таможенная
декларация (ЭГТД), обрабатывает документы и сведения, заявленные в ЭГТД, в
то время как должностное лицо приграничного таможенного органа выполняет
контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и, при
необходимости, самих товаров.
На сегодняшний день технологию удаленного выпуска применяют 36 внутренних и
27 приграничных таможенных постов. Бизнес-сообщество постепенно переходит на
технологию удаленного выпуска, в соответствии с которой оформляется уже
более 50 предприятий. Всего на данный момент подано более 700 электронных
деклараций, оформленных в соответствии с технологией удаленного выпуска.
Технология удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток
большегрузового автотранспорта, следующего в крупные города, уменьшить
документооборот при таможенном оформлении и контроле. Таким образом,
оптимизируется транспортная логистика и нагрузка на таможенные органы,
сокращаются финансовые расходы участников ВЭД.
Однако новые технологии имеют не только позитивные стороны, связанные с
оптимизацией и прозрачностью взаимодействия таможни и бизнеса, но и
проблемные места. Технические сбои, неразвитость электронного
документооборота, недостаточная адаптированность системы управления рисками,
психологические аспекты - преодоление этих проблем требует определенных
усилий. Поэтому дальнейшее совершенствование технологии электронного
декларирования ставит перед таможенными органами ряд крупных задач. С точки
зрения технологии, это повышение стабильности работы программного
обеспечения и каналов связи, развитие электронного документооборота,
создание единой электронной базы разрешительных документов других
контролирующих органов, а также повышение пропускной способности и
технической оснащенности приграничных складов временного хранения, в
частности, распространение электронных систем складского учета. Актуальным
остается также разъяснение участникам внешнеэкономической деятельности
особенностей и преимуществ электронного декларирования.
Пресс-служба ФТС РФ 22.06.10