Письмо ГТК РФ № 01-06/37590 от 2003-10-02 00:00:00

О направлении методических рекомендаций по определению таможенной стоимости

В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ГТК России направляет Методические рекомендации по применению методов определения таможенной стоимости при выпуске товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Прошу довести до сведения должностных лиц, осуществляющих контроль таможенной стоимости, указанные Методические рекомендации. Применять вышеназванные Методические рекомендации с 1 января 2004 года.

Заместитель
председателя Комитета
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.А.КАУЛЬБАРС

Приложение
к письму ГТК России
от 02.10.2003 N 01-06/37590

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
ПРИ ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ, ПРИШЕДШИХ В НЕГОДНОСТЬ,
ИСПОРЧЕННЫХ ИЛИ ПОВРЕЖДЕННЫХ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ
ИЛИ ДЕЙСТВИЯ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ В ПЕРИОД
ИХ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ИЛИ НАХОЖДЕНИЯ
НА ТАМОЖЕННОМ СКЛАДЕ

1. Методические рекомендации по применению методов определения таможенной стоимости при выпуске товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, разработаны на основании статей 105 и 221 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3204; N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263; 2001, N 33 (часть I), ст. 3429; N 53 (часть I), ст. 5026; 2001, N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3033; 2003, N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2893) (далее - Закон).

Для целей настоящих Методических рекомендаций считается, что факт аварии или действия непреодолимой силы признан таможенным органом.

2. В соответствии со статьями 105 и 221 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы (далее - Товары) в период их временного хранения или хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

3. Факт того, что товары пришли в негодность, были испорчены или повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, должен быть отражен в акте таможенного досмотра, оформленном в установленном порядке.

4. При заявлении таможенной стоимости Товаров на день помещения их под соответствующий таможенный режим таможенная стоимость Товаров определяется в соответствии с Законом с учетом их фактического состояния.

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами (статья 19 Закона) может быть применен, если в соответствии с условиями внешнеторгового договора цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате, установлена с учетом фактического состояния Товаров (то есть цена сделки скорректирована сторонами внешнеторгового договора после выявления факта приведения в негодность, порчи или повреждения товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения или хранения на таможенном складе).

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть применен, если цена сделки зафиксирована до установления факта приведения в негодность, порчи или повреждения товаров и/или имеются ограничения для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, установленные п. 2 статьи 19 Закона.

5. Методы по цене сделки с идентичными товарами (статья 20 Закона) или по цене сделки с однородными товарами (статья 21 Закона) в отношении Товаров не могут быть применены, так как в результате приведения в негодность, порчи или повреждений товары приобретают в каждом случае индивидуальные свойства и не смогут удовлетворять условиям п. 1 статьи 20 и п. 1 статьи 21 Закона соответственно.

6. Метод на основе вычитания стоимости может быть применен в отношении оцениваемых Товаров. В этом случае в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой Товары продаются наибольшей партией при первой продаже на территории Российской Федерации участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом, за вычетом компонентов, предусмотренных п. 3 статьи 22 Закона. Вычет компонентов возможен при документальном подтверждении размера таких вычетов. Указанный метод определения таможенной стоимости не может быть применен на основе цен с идентичными или с однородными товарами по основаниям, изложенным в п. 6 настоящих Методических рекомендаций.

7. Метод на основе сложения стоимости не может быть применен, так как согласно этому методу таможенная стоимость определяется на основе стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемых товаров, а они пришли в негодность, были испорчены или повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

8. В случае если таможенная стоимость Товаров не может быть определена методами, указанными в статьях 19 - 23 Закона, она определяется на основе резервного метода, установленного статьей 24 Закона.

В этом случае необходимо проведение оценки Товаров организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. В отчете об оценке должна быть отражена рыночная стоимость Товара, установленная путем проведения оценки. Эта стоимость уменьшается на величину налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате при ввозе и реализации таких товаров на территории Российской Федерации. Полученная величина является таможенной стоимостью Товаров. Отчет об оценке, не соответствующий требованиям, установленным соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не может быть принят в качестве подтверждения таможенной стоимости Товаров.